вторник, 2 мая 2017 г.

Борис Васильев "А зори здесь тихие..."

Повесть "А зори здесь тихие...", написанная Борисом Львовичем Васильевым, повествует о судьбах пяти самоотверженных девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны. первая публикация повести состоялась в журнале "Юность" в 1969 году. Повесть была неоднократно экранизирована как в нашей стране, так и за границей. На мой взгляд, самый удачный фильм - снятый в СССР в 1972 году Станиславом Ростоцким.
Действие происходит в карельской глуши. Федот Евграфыч Васков, комендант 171-го разъезда жалуется на то, что солдаты пьянствуют, в результате чего ему присылают два отделения девушек-зенитчиц. Одна из них, Рита Осянина, видит в лесу двух немцев, после чего старшина Васков получает приказ перехватить диверсантов. Он собирает группу из пяти зенитчиц - Рита, Галя, Лиза, Женя, Соня - и ведет отряд одному ему известной дорогой через топи к скалам Синюхиной гряды.
В произведении поднимается ряд важнейших проблем.
Во-первых, проблема патриотизма. В одном из ключевых эпизодов, при сражении с немцами, Васков понимал, что ситуация сложилась тяжелая и практически безнадежная, однако он знал, что отступать в этом бою нельзя, нужно держать позицию. "Такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он был сейчас ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия". В эту минуту старшина Васков чувствовал. что ответственность за Родину лежит на его плечах и что он, во что бы то ни стало, должен отдать последние силы, защищая ее, даже если это будет стоить ему жизни.
Во-вторых, Борис Васильев поднимает тему женщин на войне. Особенно ярко смертоносная сущность войны проявляется в противопоставлении женщине, которая всегда ассоциировалась с любовью и материнством. Героини повести Васильева воюют на фронте, защищая Родину наравне с мужчинами. Каждая из этих девушек - личность, автор доносит это до читателя, раскрывая в отдельных эпизодах предысторию каждой из них. Он описывает семьи девушек, воспоминания и мечты. Васильев показывает, что у каждой из этих девчонок были свои надежды и планы на жизнь, однако война оборвала их жизни, сделав так, что каждая из девушек проявила себя как настоящая героиня. Когда Соню закололи штыком в сердце, Васков сказал: "Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошел он до сердца, грудь помешала". Эта реплика иллюстрирует известное высказывание: "У войны не женское лицо". Приготовив могилу для погибшей Сони, старшина горько думал: "...могла нарожать Соня детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, порезанной ножом..." Автор повести подчеркивает страх того, что на войне обрываются жизни юных девушек. Погибнув, они не смогут дать продолжение русской нации и культуре. Обнажив тему женщин на войне, Васильев показывает антигуманную и античеловеческую суть войны, грозящей уничтожением не только людей как отдельных личностей, но и наций, культур, всей человеческой цивилизации.
В-третьих, проблема героизма. Когда старшина Васков и пять девушек осознают, что немцев не двое, как они полагали, а шестнадцать человек, они не оставляют свои позиции. Отправив Лизу Бричкину обратно к разъезду доложить об изменившейся обстановке, Васков решает задержать немцев. Девушки и старшина героически противостоят врагам, понимая, что каждый бой может стать для них последним.
В-четвертых, проблема нравственного выбора и чувства долга. На войне каждый становится перед выбором: чувство долга или чувство самосохранения. Борис Васильев подводит своих героев к нравственному выбору, выбору между жизнью и смертью. Каждый из них мог умереть с чистой совестью или остаться жить, запятнав свою честь. Девушки могли сохранить себе жизнь, но какой ценой? Нужно было оступиться от совести, бросить без помощи Васкова и уйти. Однако героини произведения не признают таких нравственных компромиссов, каждая из них совершает подвиг, защищая Родину, выполняя свой долг.
В-пятых, проблема поведения человека в критической ситуации. С одной стороны, в непредсказуемой ситуации человеку приходит в голову идя, способная если не спасти, то хотя бы продлить его жизнь. Ожидая подмоги из разъезда, девушки решают ввести немцев в заблуждение. Прячась в кустах с Васковым, при виде немцев Женька вдруг звонко крикнула: "Рая, Вера, идите купаться!" Девушки изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья. Эти действия помогли им задержать немцев, сбив их с толку. С другой стороны, в критической ситуации человек может повести себя непредсказуемо, навредив самому себе. Так, в эпизоде, где Васков отправился в разведку с Галей Четвертак, он не предполагал, что девушка до смерти напугана убийством Сони: "Это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнетом этого ужаса, ничего уже не соображая". Галя, не помня себя от страха, выскочила из укрытия и попала в перестрелку. В критической ситуации Галя боролась с собственной слабостью, однако проиграла напряженную внутреннюю борьбу, за что поплатилась собственной жизнью.
Таким образом, повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." - многогранное произведение о войне, заставляющее задуматься об ужасах войны, о ее настоящем лице, о подвигах и героизме людей, сражавшихся за Родину.

Комментариев нет:

Отправить комментарий